Количество приемов, заставляющих посетителей тратиться в ресторане, не ограничивается этим списком. Маркетологи идут на любые уловки: включают расслабляющую музыку, чтобы гости снизили контроль за расходами; используют желтые, оранжевые и красные цвета, которые привлекают внимание и обостряют аппетит; подают соленые и острые закуски, чтобы вызвать желание заказать больше напитков… В ход идут даже запахи, возбуждающие голод. Чтобы не переплачивать в ресторанах, лучше не терять бдительность и сохранять осознанность. Либо можно и дальше расслабляться и получать удовольствие, не удивляясь теперь тому, каким выходит итоговый счет.
Ресторан — отличный вариант для свидания, встречи с друзьями или обеда с деловыми партнерами. Одновременно такой способ проведения времени один из самых дорогих. Особенно если владельцы ресторанов прибегают к хитростям, исподволь заставляющих посетителей платить больше. Иные приемы настолько коварны, что обман невозможно даже заподозрить.
№1. Манипуляции с дорогими блюдами
Когда посетитель открывает меню, взгляд его падает в первую очередь на верхний правый угол листа. Именно туда помещают самое дорогое блюдо. Видя удивительно высокую цену, клиент ищет предложение подешевле и нередко заказывает первое же блюдо с более низкой ценой. Обычно такой пункт меню находится на второй-третьей позиции. Рестораны почти никогда не сортируют стоимость в порядке убывания или возрастания, чтобы посетители не заглядывали сразу в конец меню.
Другой способ манипуляции — визуальное выделение. Те блюда, продавать которые ресторану наиболее выгодно, обведены рамками, либо помечены стикерами, напечатаны большим шрифтом или дополнены хорошо подобранной картинкой. Прием этот похож на тот, что применяют в газете: самые важные новости набираются крупными заголовками. Так поступают и с блюдами. Нередко вокруг названия дорогих кушаний больше всего свободного места, чтобы взгляд непроизвольно падал именно на них. Доказано, что до трети клиентов заказывают первое, что увидят в меню.
№2. Экстравагантные названия блюд
Людям свойственно изучать новое, и этим пользуются владельцы ресторанов. Они придумывают для привычных рецептов необычные названия, привлекая внимание посетителей. Например, вместо банального «филе окуня», которое вряд ли кого-то заинтересует, пишут «чикагский сибас», что звучит уже гораздо заманчивее.
Если добавить к названию слова «от шеф-повара», то шанс, что клиент закажет эту позицию меню, существенно возрастает. Это тонкое психологическое влияние. Фраза «от шеф-повара» создает впечатление, что о посетителе заботятся, что к готовке этого деликатеса привлечены лучшие специалисты — сам главный кулинар заведения, а значит, и качество будет на высоте, и цена будет оправдана, которая обычно выше, чем у блюд с названиями попроще.
Нередко владельцы заведений играют на ностальгических чувствах клиентов. Они пишут «бабушкины пирожки», «пончики тетушки Энн» или «пионерский обед», чтобы придать яству душевность, создать впечатление, будто блюдо приготовлено с особой любовью или по тем же рецептам, которые применялись на известных курортах. На деле же никаких отличий от простых пирожков, пончиков или обедов попросту нет.
№3. Десерт по одной цене
Еще один способ манипуляции — установить на все десерты из меню одинаковую цену. Все они могут изготавливаться из разных ингредиентов, иметь не только сильно отличающийся состав, но и сложность приготовления.
Очень разнятся и объемы порций. При этом стоимость будет указываться одна, и явно не та, которую имеет самое дешевое в производстве блюдо.
Такой хитрый маркетинговый прием позволяет продавать с одинаковой эффективностью как действительно дорогие необычные десерты, так и самые простые пирожные или тортики, состоящие из самых доступных продуктов.
№4. Лосось — звучит дорого
Очередной трюк маркетологов, который позволяет поднять цену на деликатес — назвать рыбу лососем. Это автоматически вызывает ассоциации с изысканным вкусом редко встречающегося морепродукта.
Однако на самом деле как такового «лосося» не существует.
Есть семейство лососевых. В него входят:
- горбуша;
- кижуч;
- нерка;
- кета;
- семга;
- и даже форель.
Каждую из этих рыб можно назвать лососем, а с ними — еще около 170 представителей семейства лососевых. Такое разнообразие наделяет хитрых владельцев ресторанов моральным правом устанавливать за самые распространенные и дешевые виды рыбы цену самых редких и дорогих сортов.
№5. Отсутствие веса у порций
Один из самых простых способов для ресторана заработать на посетителях — не указывать вес порции. Благодаря этому клиент, глядя в меню, не может оценить, насколько выгодно будет заказать то или иное блюдо, и хватит ли одного заказа, чтобы хорошо поесть.
Есть и другой вариант этого трюка — когда в меню указывается два вида порций: большая и маленькая. Маркетологи называют этот прием брекетингом.
Посетитель не знает, насколько различается объем малой и большой порций, и почти всегда думает, что маленькая более выгодна. Однако если пересчитать стоимость блюд на граммы, то окажется, что цена за малую порцию будет завышенной, и выгоднее брать как раз большую.
№6. «Хитрое» меню с большим выбором
Составители меню стремятся вместить на один лист как можно больше наименований. Парадоксально, но факт: чем больше выбор, тем труднее его сделать. Особенно если ассортимент пестрый. Даже если посетитель пришел за конкретным кушаньем, к которому он привык, то, глядя на такое разнообразие, он почти наверняка потеряет уверенность и перед заказом разволнуется в нерешительности, не попробовать ли что-нибудь новое, и стоит ли то, за чем он пришел, своих денег, если есть более интересные варианты.
Доказано, что если разложить вперемешку несколько разных конфет, человек съест в полтора раза больше, чем если рассортировать их по цветам. Составители меню учитывают этот эффект. Достаточно семи названий, чтобы свести мозг с ума и заставить его сделать больше заказов. По такой же причине работают шведские столы: все блюда расставляются вперемешку и пестро украшаются, чтобы посетители хотели попробовать как можно больше.